Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) является документом, с учётом которого МБДОУ «Детский сад №31 «Солнышко» осуществляет образовательную деятельность на уровне дошкольного образования.  Программа  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

     Основой для разработки  образовательной программы МБДОУ «Детский сад №31 «Солнышко» (далее-Программа) стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее-ФГОС). Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа разработана и утверждена в МБДОУ «Детский сад №31 «Солнышко» самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом основной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. При разработке Программы, в соответствии с ФГОС ДОУ определяет в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость группы. Образовательные области, организация образовательной среды (предметно-пространственной и развивающей образовательной) выступают в качестве модулей из которых создана основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №31 «Солнышко».

    Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и  направлена на решение следующих задач.

Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Программа направлена:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цель образовательной программы – реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Цель деятельности дошкольного учреждения по реализации основной образовательной программы: поддержка пространства детства, как социально-охранной среды развития ребенка; обеспечение благоприятных условий развития детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; полноценного развития ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями, гарантирующей укрепление, сохранение, как физического, так и психического здоровья ребенка.

Задачи:

— Совершенствовать работу по укреплению и сохранению здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

— Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемой образовательной программы дошкольного общего образования.

— Оптимизировать условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в системе обязательной и формируемой частей программы.

— Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей русской национальной  культуры, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

— Содействовать формированию общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности на основе интеграции федерального и регионального компонента содержания образования.

— Содействовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в рамках реализации базового компонента и приоритетного направления деятельности ДОУ;

— Создать единое пространство сотрудничества с родителями для полноценного развития ребенка и достижения эффективных результатов в реализации образовательной программы на основе обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию Программы

     Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, примерной общеобразовательной Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой/, содержания регионального компонента и строится с учётом:

  • деятельностного подхода, позволяющего детям через участие в различных видах деятельности раскрыть свои природные задатки и способности, при этом ребёнок непассивно усваивает культурные нормы поведения и действия, а активно участвует в их построении, доводя до уровня поступка;
  • комплексного подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

    При составлении образовательной программы учитывались следующие принципы:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип культуросообразности, обеспечивает учет национальных и региональных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания детей