Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) является документом, с учётом которого МБДОУ «Детский сад №31 «Солнышко» осуществляет образовательную деятельность на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Основой для разработки образовательной программы МБДОУ «Детский сад №31 «Солнышко» (далее-Программа) стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее-ФГОС). Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа разработана и утверждена в МБДОУ «Детский сад №31 «Солнышко» самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом основной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. При разработке Программы, в соответствии с ФГОС ДОУ определяет в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость группы. Образовательные области, организация образовательной среды (предметно-пространственной и развивающей образовательной) выступают в качестве модулей из которых создана основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №31 «Солнышко».
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач.
Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Программа направлена:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель образовательной программы – реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Цель деятельности дошкольного учреждения по реализации основной образовательной программы: поддержка пространства детства, как социально-охранной среды развития ребенка; обеспечение благоприятных условий развития детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; полноценного развития ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями, гарантирующей укрепление, сохранение, как физического, так и психического здоровья ребенка.
Задачи:
— Совершенствовать работу по укреплению и сохранению здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
— Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемой образовательной программы дошкольного общего образования.
— Оптимизировать условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в системе обязательной и формируемой частей программы.
— Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей русской национальной культуры, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
— Содействовать формированию общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности на основе интеграции федерального и регионального компонента содержания образования.
— Содействовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в рамках реализации базового компонента и приоритетного направления деятельности ДОУ;
— Создать единое пространство сотрудничества с родителями для полноценного развития ребенка и достижения эффективных результатов в реализации образовательной программы на основе обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, примерной общеобразовательной Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой/, содержания регионального компонента и строится с учётом:
- деятельностного подхода, позволяющего детям через участие в различных видах деятельности раскрыть свои природные задатки и способности, при этом ребёнок непассивно усваивает культурные нормы поведения и действия, а активно участвует в их построении, доводя до уровня поступка;
- комплексного подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
При составлении образовательной программы учитывались следующие принципы:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип культуросообразности, обеспечивает учет национальных и региональных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания детей