Возрастные особенности развития детей: 1 – 2 года

  На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение со взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

  Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

  В начале второго года дети много и охотно лазают, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. По достижению полутора лет у малышей развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

  В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек).

  В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм, одновременно воспринимая и уточняя их физические качества. Происходит и ознакомление с основными фигурами. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия.

  При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными, строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата.

  Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой на другие, они активно ищут предмет необходимый для завершения действия.

  Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная для них жизненная последовательность.

  На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.

  Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата. Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.

  Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам.

  Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке.

  Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра). Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом.

  Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 слов. После одного года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. Упрощенные слова заменяются обычными. Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

  К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

  Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно. Вопросительными словами дети пользуются реже. Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.

  На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения. Он понимает элементарные человеческие чувства. В речи появляются оценочные суждения. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы, помогает ребенку выполнять несложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения. Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общение с ним. При этом к двум годам дети постепенно переходят языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз.

  На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры. Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно игровой деятельности и режимных процессах. Поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим образом. На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу : принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры. Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.

  Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях. Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

  Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей в группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

  Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития 7 понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.

  С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Леонова Надежда Михайловна

Севрюкова Ольга Геннадьевна