Предметно-пространственная среда детского сада включает:
- групповые помещения — 6 из них:
- музыкальный/спортивный зал — 1
- кабинет заведующего — 1
- кабинет педагога – психолога — 1
- кабинет учителя – логопеда – 1
- методический кабинет — 1
- медицинский блок — 1
- пищеблок — 1
Для проведения практических занятий используются непосредственно групповые помещения, а также музыкальный/спортивный зал.
Музыкальный/спортивный зал оборудован пианино, музыкальным центром, проектором. Для занятий имеются музыкальные инструменты для детей.
Библиотека МБДОУ № 31 «Солнышко».
Библиотека в детском саду отсутствует. Но вся учебно-методическая, детская литература, периодические издания и учебно-методические пособия находятся в методическом кабинете. Подборка литературы и учебно-методических пособий позволяет осуществлять информационное и практическое обеспечение реализации образовательной программы ДОУ, адаптировать новую педагогическую и научную информацию к условиям образовательного учреждения.
Так же в каждой общеразвивающей группе, имеются мини-библиотеки, сочетающие в себе набор демонстрационных и раздаточных материалов; методическая, художественная литература, хрестоматии для чтения воспитанникам, картотеки.
Отдельного помещения нет, библиотека детского сада располагается в методическом кабинете и в групповых ячейках.
Весь книжный фонд ДОУ разделен условно на три части. Он включает в себя:
- книги и журналы для воспитателя (методическая и справочная литература);
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги для воспитанников.
Методическая литература размещена по разделам: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности. Дошкольное образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на периодическую печать (журналы «Дошкольная педагогика», «Справочник старшего воспитателя», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Справочник педагога-психолога детского сада», «Справочник музыкального руководителя», «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ».
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Доступ к мини-библиотекам в группах имеют все воспитанники.
Объекты спорта:
Для обеспечения физической активности детей имеются музыкально/спортивные залы по каждому адресу деятельности МБДОУ № 31, где есть всё необходимое стандартное физкультурное оборудование:
- гимнастические лестницы;
- скамейки;
- маты;
- резиновые и надувные мячи;
- обручи;
- скакалки;
- спортивный уголок (шведская стенка, кольца, канат, веревочная лестница);
- туннели;
- дуги для подлезания;
- гимнастические палки;
- конусы с отверстиями.
Сведения о наличии средств обучения и воспитания.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах), в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Условия питания воспитанников МБДОУ № 31 «Солнышко».
Организацию питания детей (получение, хранение и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции на пищеблоке, создание условий для приема пищи детьми в группах и пр.) в МБДОУ № 31 «Солнышко» осуществляют работники Учреждения в соответствии со штатным расписанием и функциональными обязанностями (завхоз, кладовщик, повара, работники пищеблока, воспитатели, помощники воспитателей).
Воспитанники Учреждения получают пятиразовое питание, обеспечивающее растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах.
Питание в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным цикличным двадцатидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей детей в пищевых веществах с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий: для детей с 1 до 3 лет и для детей с 3 до 7 лет, утвержденным заведующим учреждения. При составлении меню и расчете калорийности соблюдается оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), которое составляет 1:1:4 соответственно.
Приготовление первых, вторых блюд, салатов, кондитерских изделий осуществляется на основе технологических карт оформленных в картотеке блюд в соответствии с двадцатидневным меню.
Ежедневно в меню включаются: молоко, сметана, мясо, картофель, овощи, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыба, сыр, кисломолочные напитки, яйцо и другие) – 2-3 раза в неделю.
На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню — требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста, которое утверждается заведующим учреждения.
Выдача пищи на группы осуществляется строго по утвержденному графику только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией. Результаты контроля регистрируются в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции».
Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями их хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Складские помещения для хранения продуктов оборудованы приборами для измерения температуры воздуха, холодильным оборудованием с контрольными термометрами.
Устройство, оборудование и содержание пищеблока Учреждения соответствует санитарным правилам к организациям общественного питания. Всё технологическое и холодильное оборудование в рабочем состоянии.
Для приготовления пищи используется электрооборудование, электрическая плита. В помещении пищеблока проводится ежедневная влажная уборка, генеральная уборка по утвержденному графику.
Сведения о специальных условиях охраны здоровья.
МБДОУ № 36 «Ручеек» выполняет требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106, ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Физическое развитие».
Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся воспитанников, преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования в ДОУ представлена в Образовательной программе МБДОУ № 31 «Солнышко».
В инфраструктуру ДОУ по условиям здоровьесбережения обучающихся включается:
- 100% обеспеченность ДОУ педагогическими работниками и обслуживающим персоналом;
- соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил;
- требованиям пожарной безопасности;
- требованиям безопасности дорожного движения;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;
- оснащение групповых комнат, спортивного и музыкального залов необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- включение в инвариантную часть Образовательной программы ДОУ разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на игровую деятельность, время прогулок, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ДОУ включает организацию упражнений по профилактике плоскостопия обучающихся; выполнение комплекса физкультминуток для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии;
- соблюдение режима дня в соответствии с требованиями санитарных правил;
- проведение ежегодного мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся воспитанников, динамики показателей здоровья обучающихся воспитанников, травматизма в ДОУ, в том числе дорожно-транспортного травматизма, показателя количества пропусков по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся воспитанников.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
Информационная база ДОУ оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- системой ГИС «Сетевой город»;
- подсистемой «Е-услуги.Образование»;
- разработан и действует сайт ДОУ.
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления имеется 5 компьютеров, 16 ноутбуков и 1 моноблок — 4 из которых имеют выход в Интернет.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ может воспользоваться сетью Интернет для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
Средства сетевого взаимодействия поддерживают оперативный обмен информацией в режиме электронной почты. Почта активно используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
На сайте информация представлена в едином стиле и формате; оформление сайта является строгим и единым на всех подчиненных страницах.
Сайт является визитной карточкой ДОУ и открыт для дальнейшего развития. Целью создания сайта ДОУ является:
- обеспечение открытости деятельности ДОУ;
- реализация прав граждан на доступ к открытой информации при соблюдении норм профессиональной этики педагогической деятельности и норм информационной безопасности;
- реализация принципов единства культурного и образовательного пространства, демократического государственно-общественного управления ДОУ;
- информирование общественности о программе развития ДОУ, поступлении и расходовании материальных и финансовых средств, а также о результатах уставной деятельности.
Создание и функционирование сайта ДОУ направлено на решение следующих задач:
- оказание государственных услуг в электронном виде;
- формирование целостного позитивного имиджа ДОУ;
- совершенствование информированности граждан о качестве образовательных услуг в ДОУ, воспитательной работе, в том числе профилактической;
- создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров ДОУ;
- осуществление обмена педагогическим опытом;
- стимулирование творческой активности педагогов и воспитанников.
Сведения об электронных образовательных ресурсах
Доступ воспитанникам к электронным образовательным ресурсам не предоставляется.
Собственных электронных образовательных и информационных ресурсов не имеется.
Доступ к сторонним электронным образовательным и информационным ресурсам воспитанникам не предоставляется.